SMS (англ. Short
Message Service — служба коротких сообщений) — технология,
позволяющая осуществлять приём и передачу коротких текстовых сообщений сотовым телефоном. К настоящему времени
входит в стандарты сотовой связи
- SMS, как правило, доставляются в течение нескольких секунд.
Отправитель может получать уведомление о доставке сообщения.
- Можно отправить сообщение на выключенный или находящийся вне зоны
действия сети телефон. Как только адресат появится в сети, он получит
сообщение. Если отправитель получает уведомления о доставке, то таким
образом можно определить момент появления в сети получателя.
- Можно отправить сообщение абоненту, который в данный момент занят
разговором.
- С помощью расширенного варианта SMS, называемого EMS, можно
отправлять и получать мелодии звонков, пиктограммы и многое другое.
Технология SMS поддерживается основными сотовыми сетями (GSM, NMT, D-AMPS, CDMA, UMTS).
Также SMS на телефоны можно отправлять из Интернета и из других сетей (пейджинговых, Фидонет, x.25 и др.) используя специальные
программы, универсальные SMS-формы, а также непосредственно SMS-шлюзы мобильных операторов.
История
возникновения
SMS была создана как составная часть стандарта GSM Phase 1. Впервые
система рассылки коротких сообщений была опробована в декабре 1992 года в
Англии для передачи текста с персонального компьютера на мобильный
телефон в сети GSM
компании Vodafone.
По отчёту Cellular Telecommunications Industry Association (CTIA),
около 40 % пользователей мобильных телефонов пользуются SMS.
Длина
сообщения
Текст может состоять из алфавитно-цифровых символов. Максимальный
размер сообщения в стандарте GSM — 140 байт (1120 бит).
Таким образом, при использовании 7-битной кодировки (латинский алфавит и
цифры) можно отправлять сообщения длиной до 160 символов.
При использовании 8-битной кодировки (немецкий, французский язык) можно
отправлять сообщения длиной до 140 символов. Для поддержки других
национальных алфавитов (китайского, арабского, русского и др.)
используется 2-байтовая (16-битная) кодировка UTF-16.
Таким образом, SMS, написанное кириллицей, не может превышать 70 знаков.
В стандарте также предусмотрена возможность отправлять
сегментированные сообщения. В таких сообщениях в заголовке
пользовательских данных (UDH) помещается информация о номере сегмента
сообщения и общем количестве сегментов. Эту возможность поддерживают не
все телефоны, а те, которые поддерживают, зачастую накладывают
ограничение на количество сегментов в сообщении (3 или 5). Телефон,
который не поддерживает сегментирование, отображает каждый сегмент как
отдельное сообщение. Как правило, каждый сегмент тарифицируется как
отдельное сообщение.
В России и на Украине некоторые[источник не указан 31 день]
абоненты сотовых сетей предпочитают писать SMS на родном языке,
используя латинские буквы (см.: транслит), что первоначально было обусловлено
отсутствием поддержки кириллицы телефонными аппаратами. А с широким
распространением русифицированных телефонов — привычкой, а также тем,
что на латинице можно писать более длинные SMS (160 вместо 70 символов
на кириллице) за те же деньги. Например: Ura! Ya
napisal pro SMS v Wikipediu.
В англоязычных странах для экономии символов в SMS часто используют аббревиатуры, пропуски гласных, а также
обозначают слова и слоги схожими по звучанию цифрами и буквами.
Например, «C u l8r» с успехом заменяет «See you later».
По данным Ассоциации
GSM (англ. GSM Association), первое
сообщение SMS было отправлено с персонального компьютера на телефон
Vodafone в Великобритании в декабре 1992 года.
Структура
SMS
Структура |
Длина |
тип сообщения |
1 байт |
временная отметка SMS-центра |
7 байт |
адрес источника сообщения |
12 байт |
идентификатор протокола |
1 байт |
схема кодирования данных |
1 байт |
длина пользовательской области данных |
1 байт |
текст сообщения |
140 байт |
итого |
163 байт |
SMS
и мобильные телефоны
Большинство современных мобильных телефонов всех стандартов
позволяют использовать SMS в полном объёме.
Для того чтобы телефон мог отправлять SMS, необходимо указать номер
SMS-центра (SMSC) оператора мобильной связи. В подавляющем
большинстве случаев этот номер уже записан на SIM-карте и настраивать его вручную не нужно.
Входящие SMS сохраняются в списке входящих сообщений, где они могут
быть просмотрены. Некоторые модели телефонов хранят этот список на
SIM-карте, и потому имеют ограничения на количество хранящихся сообщений
(несколько десятков). Современные модели хранят список сообщений в
памяти телефона, и количество сообщений ограничено только размером
памяти телефона. Отправленные сообщения сохраняются в списке
отправленных сообщений, также существуют отдельные списки для
неотправленных сообщений и для черновиков.
В смартфонах и коммуникаторах SMS иногда хранятся в общем почтовом
ящике, там же, где сообщения электронной почты и MMS.
Для набора SMS на мобильном телефоне, как правило, используется
цифровая клавиатура телефона. Набор осуществляется либо путём
последовательных нажатий для выбора нужной буквы, либо при помощи
какой-либо системы предикативного набора, типа T9 или iTAP. Некоторые модели телефонов имеют
алфавитно-цифровую клавиатуру, что существенно облегчает набор. В
смартфонах и коммуникаторах также может использоваться экранная
клавиатура.
SMS
и служебные приложения SIM-карт
SMS также используются в приложениях STK,
например, в SIM-меню. Такие сообщения принимаются и отправляются
незаметно для пользователя и не попадают в общий список принятых и
отправленных сообщений.
SMS
и городские телефоны
Некоторые операторы связи предоставляют абонентам
услугу sms для обычных городских телефонов. Данная услуга позволяет c
телефона отправлять/принимать SMS на фиксированные телефоны и мобильные
телефоны.
Для отправки / приема SMS необходим телефон, поддерживающий функцию
SMS.
Применение
SMS-рассылки
- Рассылки SMS с курсом валют, погодой и т. п.
- Услуга «мобильный банк». С её помощью банки оповещают владельцев
кредитных карт о списанных средствах.
- Оповещение о скидках, распродажах, акциях
- Проверка существования мобильного номера при регистрации на
некоторых онлайн ресурсах
- Интеграция SMS рассылок в интернет-магазины.
Смишинг
За счёт SMS-рассылки многие мошенники выманивают у
пользователей сотовой связи деньги или важную конфиденциальную информацию.
Данная область мошенничества называется смишинг (англ. SMiShing —
от «SMS» и «фишинг»).
Мобильный
маркетинг
-
В настоящий момент особую популярность получает мобильный маркетинг,
представленный на рынке компаниями, осуществляющими рассылки SMS по
предварительному согласию с получателями. Например, фирма хочет
проинформировать своих клиентов о новинках, акциях или скидках, которые
она предоставляет. Идеальным каналом для такого взаимодействия
становится SMS.
Рассылка таких сообщений без предварительного согласия получателя
запрещена во многих странах, например, на территории России, — согласно
ст. 18 Федерального Закона о рекламе, Украины, — согласно Статье 363—1
(Раздел XVI, Уголовного Кодекса Украины). По этой причине маркетинговые
компании предлагают бесплатные услуги взамен согласия получать рекламу
посредством SMS.
Также отдельным направлением мобильного маркетинга является работа с
короткими номерами. Цель использования коротких номеров — прибыль от
входящих SMS, при этом большую часть стоимости забирает себе оператор
сотовой связи, предоставляющий этот номер, а около 45 % получает
организатор акции.
Применяются также и федеральные номера для получения SMS. Этот вид
сервиса обычно организовывается при отсутствии финансовой
заинтересованности (получение мнения о товаре, «жалобная книга»,
подписка на новости и т. д.).
Компании-посредники для удобства корпоративных клиентов разрабатывают
специальные порталы, через которые удобно организовывать
SMS-информирование и работу с короткими/федеральными номерами.
Данные порталы позволяют:
- в имени отправителя указывать название компании
- отправлять SMS, WAP, push и MMS неограниченному количеству абонентов
сотовой связи.
- добавлять контакты вручную или в виде файлов формата Excel
- объединять и сортировать телефоны клиентов в группы и подгруппы
- создавать шаблонные сообщения
- отслеживать статистику и статус отправленных сообщений в режиме
онлайн
- назначать график отправки сообщений клиентам (в определённый день и
час)
- совершать рассылку по всей базе данных, как одним сообщением для
всех, так и индивидуальным сообщением каждому клиенту.
Premium-SMS
Существует отдельно тарифицируемый тип SMS, используемый для
получения каких-либо платных услуг. Сообщение при этом отправляется на
один из специальных коротких номеров, и, как правило, содержит в себе
данные, необходимые для получения услуги (код услуги, дополнительную
информацию). Сообщение оплачивается по специальному тарифу при
отправлении (обычно существенно дороже стоимости стандартного SMS, так
как в стоимость включена стоимость самой услуги). После отправки и
списания средств с лицевого счёта абонент, как правило, получает доступ к
услуге, например, в виде SMS со ссылкой на WAP-страницу с мелодией,
картинкой или игрой.
Premium-SMS сейчас являются наиболее распространённым типом оплаты в
различных сервисах мобильной коммерции, например, при
продаже мобильного контента. Иногда Premium-SMS
используются и для сервисов, не имеющих прямого отношения к мобильной
связи, например, для оплаты в Интернет-ресурсах, для различных
голосований и т. д.
Из-за простоты перевода денег путём платных SMS данный путь часто
используется различными мошенниками, конечно, наряду с законными
продажами мелодий, картинок и пр.
Тем не менее, существуют мошеннические схемы по "выкачиванию" денег с
телефона даже путем входящих SMS.[5]
При этом контент-провайдеры и сотовые операторы заявляют, что они будто
бы ни при чём.[5]
Бесплатная
отправка SMS через Интернет
В настоящее время возможно анонимно и бесплатно отправлять сообщения
через официальные сайты операторов сотовой связи. Есть также множество
сайтов-сервисов, на которых пользователю нужно ввести лишь номер
мобильного телефона, а программа сама перенаправит посетителя на сайт
нужного сотового оператора
|